Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Елочка» пст.Тимшер
СОГЛАСОВАНО
Председатель ПК
____________/ /
протокол №___ от______________
УТВЕРЖДАЮ
заведующая ДОУ
_____________/Е.С. Швиденко /
приказ №___ от______________
Положение
о контрольной деятельности
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Детский сад «Елочка» пст.Тимшер (далее — МДОУ) в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Уставом МДОУ и регламентирует содержание и порядок проведения контрольной деятельности в учреждении.
1.2. Контрольная деятельность — главный источник информации для диагностики состояния образовательного и воспитательного процессов, основных результатов деятельности МДОУ.
Под контрольной деятельностью понимается проведение администрацией МДОУ и (или) специально созданной комиссией наблюдений, обследований, осуществляемых в порядке руководства и контроля в пределах своей компетенции за соблюдением работниками МДОУ законодательных и других нормативно-правовых актов РФ, органов местного самоуправления, Учредителя в области общего и дошкольного образования.
1.3. Контрольная деятельность — это мотивированный стимулирующий процесс, который призван снять затруднения участников образовательного процесса и повысить его эффективность.
1.4. Должностные лица, занимающиеся контрольной деятельностью, руководствуются Конституцией РФ, законодательством в области образования, указами Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства России, нормативными правовыми актами, изданными Минобразования России, органами местного самоуправления, Учредителем, Уставом МДОУ, локальными актами МДОУ, Положением об инспекционно-контрольной деятельности в образовательных учреждениях, СанПиН 2.4.1.3049-13.
1.5. Целями контрольной деятельности являются:
— совершенствование деятельности МДОУ;
— повышение профессионального мастерства и квалификации педагогических работников МДОУ;
— улучшение качества образования.
— соблюдение санитарно - эпидемиологического режима МДОУ
1.6. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся руководителем МДОУ.
1.7. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового.
2. Основные задачи контрольной деятельности
2.1. Основными задачами контрольной деятельности являются:
— контроль исполнения законодательства РФ, реализации принципов государственной политики в области дошкольного образования;
— выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность МДОУ, принятие мер по их пресечению;
— анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
— защита прав и свобод участников образовательного процесса;
— создание условий соблюдения санитарно – гигиенических норм и требований к устройству, содержанию и организации режима работы МДОУ;
— анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;
— изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;
— совершенствование качества воспитания и образования воспитанников с одновременным повышением ответственности должностных лиц за конечный результат;
— контроль реализации образовательных программ, соблюдения Устава и иных локальных актов МДОУ;
— анализ результатов исполнения приказов по МДОУ;
— анализ и прогнозирование тенденций развития образовательного процесса в МДОУ;
— оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.
3. Функции контрольной деятельности
3.1. Заведующий, заместитель заведующей по воспитательно-методической работе, медсестра, педагогические и иные работники, назначенные приказом заведующего МДОУ, руководствуются системным подходом, который предполагает:
— постоянство контроля, его осуществление по раннее разработанным алгоритмам, структурным схемам;
— охват всех направлений педагогической деятельности;
— широкое привлечение членов педагогического коллектива;
— серьезную теоретическую и методическую подготовку;
— установление взаимосвязей и взаимодействия всех компонентов педагогического процесса;
— комплексное использование форм и методов контрольной деятельности в зависимости от целевой установки, содержания педагогического процесса, квалификации педагогических работников, характера взаимоотношений в педагогическом коллективе;
— соблюдение последовательности контроля.
3.2. Контрольная деятельность может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, дней ДРК, мониторинга и проведения административных работ.
3.2.1. Контрольная деятельность в виде плановых проверок проходит в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в opганизации проверок и доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года.
3.2.2. Контрольная деятельность в виде оперативных проверок осуществляется для установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях родителей (законных представителей) или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
3.2.3. Контрольная деятельность в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, разработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результаты образовательной деятельности, состояние здоровья воспитанников, организация питания, выполнение режимных моментов, исполнительская дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т.д.).
3.2.4. Контрольная деятельность в виде административной работы осуществляется заведующим Учреждением для проверки качества воспитания и образования детей с одновременным оглашением ответственности должностных лиц за конечный результат.
3.2.5. Контрольная деятельность в виде дней ДРК (дней диагностики, регулирования и коррекции) предполагает проведение предварительного инструктажа участников (тех, кто проводит и с кем проводят). Каждый участник – организатор составляет свою программу. Сроки проведения дней ДРК и обработки материалов четко определяются в планах ДОУ, составляются схемы, таблицы. На их основе выявляются тенденции, которые учитываются в программе по регулированию и коррекции (т.е. осуществляется управленческая деятельность). Результаты ДРК обсуждаются на различных уровнях внутрисадовского управления в зависимости от цели и объема микроисследований: на педагогических советах, консилиумах, методических мероприятиях, производственных совещаниях, общих собраниях трудового коллектива,
3.3. Контрольная деятельность в МДОУ имеет несколько видов -
— предварительная — предварительное знакомство;
— текущая — непосредственное наблюдение за педагогическим процессом:
— итоговая — изучение результатов работы МОУ, педагогических работников за полугодие, учебный год.
3.4. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, инспектирование проводится в виде тематических (одно направление деятельности) или комплексных проверок (два и более направлений).
3.4.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности МДОУ.
Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение новых образовательных технологий, форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.
Темы контроля определяются в соответствии с годовым планом работы МДОУ на основании проблемно-ориентированного анализа работы МОУ по итогам предыдущего учебного года.
В ходе тематического контроля:
— проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);
— анализируются практическая деятельность педагогических работников, посещение занятий, другие мероприятия с детьми, родителями, режимные моменты, документация.
3.4.2. Одной из форм тематического контроля является персональный контроль. В ходе персонального контроля проверяющий изучает:
— уровень знаний педагога в области современных достижений психологической и педагогической науки, его профессиональное мастерство;
— уровень овладения педагогом новыми образовательными технологиями, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;
— результаты работы педагога и пути их достижения;
— способы повышения профессиональной квалификации педагога.
3.4.3. Одной из форм комплексного контроля является фронтальный контроль. Фронтальный контроль проводится с целью Получения полной информации о состоянии образовательного Процесса. Фронтальный контроль предусматривает проверку и Полном объеме педагогической работы в одной группе в течение нескольких дней. Эта форма контроля позволяет получить всестороннюю информацию о выполнении программы воспитания в целом, дает материалы для глубокого педагогического анализа, выводов и помогает определить дальнейшие направление работе.
4. Организация управления контрольной деятельностью.
4.1. Контрольную деятельность в учреждении осуществляют заведующий, медицинская сестра, педагогические и иные работники, назначенные заведующим.
4.2. Система контроля, контрольная деятельность является составной частью годового плана работы ДОУ.
4.3. Заведующий не позднее чем за 2 недели издает приказ о сроках и теме предстоящего контроля, устанавливает срок предоставления итоговых материалов, назначает ответственного, доводит до сведения проверяемых и проверяющих план - задание предстоящего контроля.
4.4. План-задание предстоящего контроля составляется заведующим или назначенным работником . План-задание определяет вопросы конкретной проверки и должен обеспечить достоверность и сравнимость результатов контроля для подготовки итогового документа.
4.5. Периодичность и виды контрольной деятельности определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел и результатах педагогической деятельности. Нормирование и тематика проверок находятся в исключительной компетенции заведующего Учреждением.
4.6. Основания для контрольной деятельности:
— заявление педагогического работника на аттестацию;
— план-график контроля;
— задание руководства Учредителя — проверка состояния дел для подготовки управленческих решений;
— обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования — оперативный контроль.
4.7. Продолжительность тематических или комплексных (фронтальных) проверок не должна превышать 5—10 дней, с и изучением не более 5 занятий, исследованием режимных моментов других мероприятий.
4.8. План-график контроля в Учреждении разрабатывается с учетом плана-графика контроля Учредителя
работников в начале нового учебного года.
4.9. Проверяющие имеют право запрашивать информацию, изучать документацию, относительно контроля.
4.10. При обнаружении в ходе контрольной деятельности нарушений законодательства РФ в области образования, нарушения требования СанПиН о них сообщается заведующему учреждением.
4.11. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения, если в месячном плане указаны сроки контроля.
4.12. При проведении оперативных (экстренных) проверок педагогические и другие работники могут не предупреждаться заранее.
Экстренным случаем считается письменная жалоба родителей (законных представителей) на нарушение прав воспитанника, законодательства об образовании, а также случаи грубого нарушения законодательства РФ, трудовой дисциплины работниками МДОУ.
4.13. Результаты контрольной деятельности оформляются в виде:
— аналитической справки;
— справки о результатах контроля;
— доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу и др. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и при необходимости предложения.
4.14. Информация о результатах контрольной деятельности доводится до работников МДОУ в течение 7 дней с момента завершения проверки.
4.15. Проверяющие и проверяемые после ознакомления с результатами контрольной деятельности должны поставить подписи под итоговыми документами. При этом проверяемые имеют право сделать запись о несогласии с результатами контроля в целом или по отдельным фактам и выводам. Если нет возможности получить подпись проверяемого, запись об этом делает председатель комиссии, осуществляющий проверку, или заведующий Учреждением.
4.16. По итогам контроля, зависимости от его формы, целей, задач, а также с учетом реального положения дел:
— проводятся заседания педагогического совета, производственные совещания, оперативные совещания, общие собрания трудового коллектива;
— сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел МДОУ;
— результаты контроля могут учитываться при аттестации педагогических работников, но не являются основанием заключения аттестационной комиссии.
4.17. Заведующий Учреждением принимает следующие решения:
— об издании соответствующего приказа;
— об обсуждении итоговых материалов;
— о повторном контроле с привлечением определенных специалистов (экспертов);
— о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, педагогических и других работников;
— о поощрении работников и др.
4.18. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях родителей, а также в обращении и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки.
5. Права участников контрольной деятельности
5.1. При осуществлении контрольной деятельности проверяющий имеет право:
- знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями педагогического работника, аналитическими материалами педагога;
- изучать практическую деятельность педагогических работников через посещение и анализ занятий, других мероприятий с детьми, наблюдение режимных моментов;
- проводить экспертизу педагогической деятельности;
- проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;
- организовывать социологические, психологические, педагогические исследования;
- делать выводы и принимать управленческие решения.
5.2. Проверяемый педагогический работник имеет право:
- знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
- знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
- своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями проверяющих;
- обратиться в конфликтную комиссию МДОУ или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля
6. Взаимосвязи с другими органами самоуправления
6.1. Результаты контрольной деятельности могут быть представлены на рассмотрение и обсуждение в органы самоуправления МДОУ: педагогический совет, Общее собрание трудового коллектива.
6.2. Органы самоуправления МДОУ могут выйти с предложением к заведующему о проведении контрольной деятельности по возникшим вопросам.
7. Ответственность
7.1. Члены комиссии, занимающейся контрольной деятельностью в Учреждении, несут ответственность за достоверность излагаемых фактов, представляемых в справках по итогам контроля.
8. Делопроизводство
8.1. Справка по результатам контроля должна содержать в себе следующие разделы:
— вид контроля;
— форма контроля;
— тема проверки;
— цель проверки;
— сроки проверки;
— состав комиссии;
— результаты проверки (перечень проверенных мероприятий, документации и пр.);
— положительный опыт;
— недостатки;
— выводы;
— предложения и рекомендации;
— подписи членов комиссии;
— подписи проверяемых.
8.2. По результатам контроля заведующий ДОУ издает приказ, в котором указываются:
— вид контроля;
— форма контроля;
— тема проверки;
— цель проверки;
— сроки проверки;
— состав комиссии;
— результаты проверки;
— решение по результатам проверки;
— назначаются ответственные лица по исполнению решения;
— указываются сроки устранения недостатков;
— указываются сроки проведения повторного контроля;
— поощрение и наказание работников по результатам контроля.
По результатам оперативного контроля проводится собеседование с проверяемым, при необходимости — готовится сообщение о состоянии дел на административное совещание, педагогический совет, Общее собрание трудового коллектива.